Астраханская «помидорная держава»: как регион завоевывает российский рынок томатной пасты

Астраханская «помидорная держава»: как регион завоевывает российский рынок томатной пасты
Фото: Про Астрахань

Позавчера состоялась пресс-конференция нового министра сельского хозяйства и рыбной промышленности — Сергея Еськова. И, наконец, мы готовы с вами поделиться небольшой информацией про то, о чем на ней говорилось.

Первое, о чем рассказал Сергей Иванович, так это о недавно прошедшей крупной аграрной выставке «Золотая осень-2025» в Москве. Для астраханской делегации это была в первую очередь рабочая площадка, а не парад достижений.

«Мы меньше говорили об успехах, больше — о планах на 2026-й и даже на 2030 год», — пояснил министр.

Главными темами стали господдержка и… искусственный интеллект. Звучит слишком футуристично для Астрахани, но, как объяснил Еськов, будущее уже наступает. Речь не о роботах-комбайнах, а о сложных государственных информационных системах, которые позволяют проследить путь зерна «от поля до прилавка». Как поделился с журналистами Еськов, крупные агрохолдинги региона уже вовсю используют системы автоматического полива и другую «умную» технику.

Что мотивирует астраханского фермера?

Отвечая на вопрос о мотивации аграриев, министр был категоричен: «Ну, к сожалению, не коровы». Знаменитый девиз Подмосковья «300 тысяч счастливых коров» — не для нашего региона. Здесь нет подходящей кормовой базы для таких пород.

«Каждый регион должен заниматься своим делом, — подчеркнул Сергей Иванович. — Наш бренд — это томаты, арбузы и осетровые. Ими мы и должны гордиться».

Томатный кластер и астраханская икра под собственной маркой

Особые надежды министр возлагает на формирующийся в регионе «томатный кластер». Два новых завода по производству томатной пасты уже способны закрыть до 55% российского рынка. А с запуском третьего предприятия, который планируется к 2028–2030 году, эта доля вырастет до 70%.

Но главная новость — у астраханской томатной пасты наконец-то появится собственный бренд. Раньше продукцию продавали безымянными бочками по 200 кг. Сейчас на заводе компании «Томарина» запускается линия розничной фасовки. И совсем скоро на полках магазинов по всей стране появятся баночки с томатной пастой, кетчупом и аджикой, на которых будет крупно написано: «Сделано в Астрахани».

Не стоит на месте и другое знаменитое направление — осетроводство. По предварительным данным, в этом году прирост производства черной икры составит около 8%. Всего будет произведено порядка 25 тонн ценного продукта и около 2900 тонн осетровых пород. Пока промысловая рыба сокращается, аквакультура, наоборот, растет: если в прошлом году в регионе было 60 таких хозяйств, то сейчас уже 70.

«Задачи сложные, но это жизнь, — резюмировал Сергей Иванович. — Не до отдыха, нужно работать. И мы движемся вперед, находя свою нишу и свои точки роста».