Принудительный перевод на новую платформу
Внезапная блокировка школьных чатов в «Сферуме» в VK и их массовый перенос в новый мессенджер MAX вызвали волну непонимания и недовольства среди родителей Астрахани. Да и учителей, и учащихся, уверены, тоже. Просто в наш бот ни один из их представителей еще не пожаловался.
«Чаты доступны только для чтения» — именно с таким сообщением сегодня столкнулись сотни родителей астраханских школьников, пытаясь зайти в привычные чаты в Сферуме VK Мессенджера. По их словам, групповое общение было полностью заблокировано, а вместо кнопки отправки сообщения появилось уведомление: «Продолжить общение вы можете в чатах Сферума в МАХ — там вас уже ждут коллеги, учащиеся и их родители».
Один из родителей, Мария М., поделилась своей историей:
«Утром мне нужно было срочно согласовать с учителем и другими родителями сбор средств на экскурсию. Открываю «Сферум» и вижу, что не могу написать в общий чат. Вопрос коллективный, а задать его можно только в личных сообщениях. Создается впечатление, что нас, как стадо, просто перегоняют с одного поля на другое, не спрашивая мнения и не предлагая внятных объяснений».
Данный случай не является инициативой отдельной школы. Еще в июле появлялась информация о планах перевести родительские и домовые чаты в национальный мессенджер MAX, а региональные чиновники начали массовый переход на эту платформу. В Астрахани же это вылилось в директивное указание, с которым школы обратились к родителям перед началом учебного года.
К слову, это далеко не первый вынужденный переход для астраханских семей. Сначала основным средством общения был WhatsApp, где создавались чаты по классам, предметам и для общих вопросов. Затем всех массово перевели на «Сферум» в VK, который позиционировался как безопасная образовательная среда. За год в нем выстроилось полноценное взаимодействие между учителями, учениками и родителями.
Теперь, спустя всего год, история повторяется с MAX. На фоне этих перемен происходят и смены систем ведения электронных дневников — с «Дневник.ру» на региональную платформу. Участники образовательного процесса — учителя, дети и их родители — просто не успевают адаптироваться к постоянным изменениям.
А официальные разъяснения от федеральных министерств по поводу обязательности перехода на MAX отсутствуют. Однако в августе глава Минцифры Максут Шадаев заявлял, что ведомство «подтверждает согласование модели угроз по MAX в части доступа к инфраструктуре «Госуслуг» со стороны ФСБ», намекая на безопасность платформы.
В то же время VK, разработчик MAX, позиционирует его как начало создания «безопасного, суверенного и масштабируемого центра связи и услуг в России». Американский эксперт в области телекоммуникаций Джозеф Шуцман высоко оценил технологическую сторону мессенджера, отметив его глубокую интеграцию с госуслугами.
Остается открытым главный вопрос: кому и зачем нужны эти постоянные перемены, которые лишь дестабилизируют учебный процесс, вместо того чтобы создать одну удобную и стабильную цифровую среду для всех его участников.
