ОЭЗ «Лотос» в Астраханской области теряет резидентов и инвестиции

ОЭЗ «Лотос» в Астраханской области теряет резидентов и инвестиции
Фото: ОЭЗ «Лотос»

Особая экономическая зона «Лотос», расположенная в Астраханской области, переживает непростые времена — наблюдается отток участников проекта и сокращение объема привлеченных инвестиций.

В 2014 году в Астраханской области началась работа особой экономической зоны «Лотос», основанной на площадке судостроительного завода. Изначально предполагалось, что регион инвестирует около 2,5 миллиарда рублей в развитие площадки. Тогда первым руководителем стал Сергей Милушкин, которого в 2024 году сменил Александр Ким.

Целью создания зоны было усиление России в Каспийском регионе. Как сообщает агентство АБН 24, несмотря на активную интеграцию в международный транспортный коридор «Север–Юг» и налаживание экономического сотрудничества с ближайшими странами, «Лотос» столкнулся с серьёзными трудностями.

А именно:

  • утрата значительного числа резидентов: 40% компаний покинули территорию зоны, начиная с 2021 года;
  • ухудшились рейтинговые позиции: ОЭЗ потеряла 5 позиций в национальном рейтинге инвестиционно привлекательных зон, заняв теперь лишь 17-ю позицию из 25 возможных;
  • нехватка инвестиций: общий объем финансирования составил чуть меньше 7 млрд рублей из планируемых 30 млрд;
  • недостаточный рост количества созданных рабочих мест: из обещанных 1515 вакансий открыли лишь 682.

Эти факторы ставят под сомнение эффективность функционирования зоны и вызывают обеспокоенность относительно её перспектив.

Причины кризисных явлений

Среди факторов, способствующих ухудшению положения ОЭЗ, называются последствия международных санкций против России. Логистика стала сложнее, выросли издержки производства, компаниям пришлось искать альтернативные пути сбыта продукции.

При этом ситуация осложняется тем, что многие планируемые проекты развиваются медленно или сталкиваются с затруднениями. Среди них:

  • производство медицинского оборудования («ООО Астраханский завод специальных машин»), которое ещё не начало функционировать;
  • компания «МедИнТех», испытывающая финансовые проблемы и стремящаяся решить вопрос привлечения дополнительного кредитования;
  • строительство терминального комплекса «АгроТерминал Каспий», первая фаза которого всё ещё не завершена.

Также отмечается недостаточная поддержка малого бизнеса внутри зоны, медленный процесс оформления разрешительных документов и другие административные проблемы.

Государственная помощь и перспективы

Для преодоления возникших препятствий региональная власть принимает определённые шаги. Выделяются дополнительные ресурсы:

  • 93 млн рублей направили на развитие транспортной и коммуникационной инфраструктуры;
  • осуществляется строительство трёх дорог и распределительного пункта;
  • начато сооружение газопроводной линии и газораспределительной станции мощностью 200 тысяч кубометров газа в час.

Однако даже при наличии значительных государственных субсидий (общий вклад региона превысил 566 миллионов рублей) остается неясным, сможет ли экономика зоны оправдать ожидания правительства.

Некоторые эксперты считают, что дальнейшие успехи будут зависеть от способности руководства ОЭЗ эффективно привлекать новых резидентов и повышать качество предоставляемых услуг. Важнейшую роль играет скорость реализации планов и готовность решать возникающие проблемы оперативно и конструктивно.

Пока же лишь немногие предприятия полноценно работают на территории зоны. Это свидетельствует о необходимости срочных мер по улучшению условий ведения бизнеса и обеспечению долгосрочной стабильности для резидентов.