Биржевая математика: почему рекорд цены на бензин не ударил по карману автовладельцев с той же силой?

Биржевая математика: почему рекорд цены на бензин не ударил по карману автовладельцев с той же силой?
Фото: Про Астрахань

Или скоро ударит с новой?

Цены на топливо на международной товарно-сырьевой бирже вновь шокируют рынок. На этот раз стоимость тонны бензина АИ-92 достигла исторического максимума, перевалив за отметку в 74 000 рублей. 

Цифра, от которой у рядового автомобилиста поневоле дрогнет рука на пороге заправки. Логика подсказывает: если тонна стоит 74 тысячи, то литр должен стоить 74 рубля. Однако на АЗС мы по-прежнему видим цены в районе 69 рублей, хоть это и много, но не настолько, как может показаться на первый взгляд. В чем же подвох?

Ответ кроется в простом физическом законе, который для нефтяников стал инструментом ценового маневра. Дело в том, что тонна и литр — это единицы измерения разных величин: массы и объема. И они не эквивалентны

Плотность против логики

Ключевой параметр здесь — плотность топлива. Литр — это объем, а тонна — вес. Один и тот же бензин в разную погоду и при разной температуре будет весить по-разному. Продажа на бирже осуществляется именно по массе (тонны), а на заправках мы покупаем объем (литры).

Из-за разницы в плотности одна тонна бензина АИ-92 — это не 1000 литров, как многие могли бы подумать, а примерно 1300-1350 литров. Вот и получается, что биржевая цена в 74 000 рублей за тонну, будучи пересчитанной на литры, дает себестоимость на 25-30% ниже цифры «74».

Запас прочности

Этот «зазор» между биржевой ценой за тонну и розничной за литр — не подарок автолюбителям, а сложившаяся экономическая модель. В нее заложены не только затраты на логистику, хранение, работу АЗС и налоги, но и маржа нефтяных компаний.

Таким образом, новый биржевой рекорд, безусловно, оказывает давление на стоимость топлива у нас в баках, но не является ее прямым и мгновенным отражением. Пока у нефтяников есть этот «буфер» в виде разницы между массой и объемом, резкого скачка до 74 рублей за литр ждать не стоит.

Однако эксперты предупреждают: если биржевая стоимость продолжит расти, то «запас прочности» будет постепенно съедаться, и тогда цены на заправках неминуемо продолжат свой путь вверх.

Пока же автовладельцы могут вздохнуть с временным облегчением благодаря школьному курсу физики, который неожиданно стал фактором, сдерживающим рост цен.