В Госдуме предлагают внести поправки в закон о потребителях, чтобы гражданам стало проще возвращать деньги за бесполезные онлайн-курсы и тренинги.
По мнению законотворцев, в наше время стало слишком много инфопродуктов ненадлежащего качества. И чтобы с ними бороться, было внесено предложение силами Правительства РФ разработать четкие критерии, по которым будет определяться полезность различных тренингов личностного роста и успешного успеха.
По разным оценкам экспертов, российский рынок онлайн курсов может достигать 100 миллиардов рублей. Только рынок бизнес-тренингов насчитывает порядка 500 тысяч специалистов, а объем этого сегмента рынка может достигать 10 миллиардов рублей в год. Оценить точно рынок массового «коучинга» и бизнес-тренингов, как и рынок онлайн курсов, в деньгах не представляется возможным, поскольку он крайне непрозрачный и достаточно закрытый, – приводят данные в пояснительной записке к законопроекту.
В ней же одним из критериев полезности предложили сделать соответствие обещанного и полученного. Например, если за условные 200 тысяч рублей человека пообещали научить, как стать миллионером за месяц, но после прохождения занятий результата потребитель так и не получил. То тот имеет полное право вернуть свои деньги. При этом также предлагается учитывать количество плагиата в инфопродукте, большое количество жалоб и судебных исков к конкретной организации и так далее.
Согласно социологическим опросам, 45% опрошенных граждан России знают о различных тренингах личностного роста. Из них 25% слышали о подобных занятиях и положительные и отрицательные отзывы, 18% только отрицательные.