Уже в этом месяце нас ждёт новый сезон взрослого мультсериала “Рик и Морти” и пару локальных скандалов. При чем связанны они будут даже не с тем, что он переводится пиратами, а с тем, что он не детский. Ведь уставшие родители, которые хотят, чтобы неугомонное чадо хоть на час замолчало и перестало мешать, делая в интернете запрос “мультсериалы” не собираются смотреть ещё и на какие-то там возрастные рейтинги. Ведь мультипликация – это априори для детей. И при СССР подобных странных мультфильмов не делали.
Но так ли это на самом деле? Давайте попробуем разобраться, чуть-чуть окунувшись в историю российской анимации.
Первые российские мультфильмы.
Первым известным российским мультипликатором считается балетмейстер Александр Ширяев. Заниматься этим искусством он начал ещё в самом начале 20 века, когда ему не разрешили снимать танцующих балерин на камеру. Тогда кино еще только зарождалось, и дирекции Императорского театра подобное желание показалось странным и не совсем приличным.
Поэтому Ширяеву и пришлось передавать движения танцовщиц сначала через покадровую, а потом и кукольную анимацию. И ориентированы подобные мультфильмы были в основном на вполне взрослых хореографов. Движущиеся картинки здорово помогали в постановке будущих выступлений.
При этом свои работы Александр никому, кроме приближенных и коллег, особо не показывал. Поэтому и широкой публике стало про него известно лишь в 2003 году благодаря документальному фильму “Запоздавшая премьера”. Очень рекомендуем посмотреть, но если хотите увидеть только мультфильм, то вот:
При этом до “воскрешения” работ Ширяева первым мультипликатором в России долгое время считался Владислав Старевич.
Пожелавший однажды снять драку жуков-рогачей, он быстро понял, что в живую их стравить очень сложно. А вот если засушить тела хитиновых актеров и использовать покадровую анимацию, то получается очень даже интересная картина. Настолько интересная, что, пожалуй, может даже иметь коммерческий успех.
Так в 1912 году массовый зритель увидел “Прекрасную Люканиду, или Войну рогачей и усачей”, которая произвела фурор во всем мире. И опять-таки, восхищенная публика была вполне себе взрослой.
Вот этот самый бестселлер, который так всех поразил. Искушенному современными мультфильмами зрителю он может показаться простоват, но постарайтесь держать в голове, что это 1912 год:
Анимация в СССР.
К сожалению, свое мастерство Владимир Старевич никому не передал, покинув страну во время революции. Поэтому анимацию в СССР фактически переизобетали заново, что привело к появлению множества интересных, а ближе к развалу союза и достаточно жутких картин. Давайте же посмотрим, чем все начиналось и чем закончилось:
“Советские игрушки” 1924 год.
На примере этого мультфильма можно четко увидеть, с чего начиналась советская анимация. Изображение стало проще, более плоским и четко видна пропагандистская функция.
Этот мультфильм был одним из первых, направленных на детскую аудиторию. И выделяется он в первую очередь своей технологической составляющей. В этой картине впервые в СССР совмещают мультипликацию и живую съемку. По ней хорошо видно, насколько повысился уровень советской мультипликации всего за 3 года.
“Будет ласковый дождь” 1984 год.
Созданный по мотивам романа Рэя Бредбери «Если сгинет с Земли человеческий род…», этот мультфильм поднимает тему полного уничтожения человечества в следствие ядерной войны. Постапокалиптический сюжет в совокупности с мрачными цветами, в которых выполнена картина, здорово давит на зрителя, и детям ее смотреть навряд ли стоит.
“Колобок” 1990 год.
Если вы любите странные рисовки и сюжеты-перевертыши, то этот мультфильм для вас. Тут Колобок вышел из роли жертвы, которую все преследуют и хотят съесть, и сам начал пожирать все живое.
“Потец” Александр Федулов, 1992 год.
Является ли этот мультфильм советским можно поспорить. Начинал он создаваться еще до развала союза, но был закончен только в 1992. Сама картина очень мрачная и сюрреалистичная. А главной ее тематикой является смерть.
И это лишь несколько малоизвестных советских мультфильмов, часть которых явно не предназначено для детей. А ведь есть еще и множество философских картин по типу “Ёжика в тумане”, которые явно ориентированы на зрителя, имеющего какой-никакой жизненный опыт.
На самом деле, в нашей стране анимация всегда была вполне взрослым искусством. Через нее мультипликаторы могли осуществить задумки, которые были просто технически не выполнимы в реальной жизни. Но это не делало ее детской.
А какие странные или интересные мультфильмы вы помните из своего детства?