Нейросети учатся за студентов

Фото: Архив

На протяжении последних двух лет все острее встает вопрос проверки ученических работ на причастность нейросетей к их созданию. При этом те тоже активно развиваются. Только в марте этого года OpenAI презентовала языковую модель GPT-4. На русском языке она, естественно, появилась позже, но и предшествующий ей ChatGPT третьего поколения прекрасно помогал множеству студентов с курсовыми, отчетами по практике и дипломами.

Является ли это такой уж проблемой и может ли нейросеть полноценно учиться за студента?

Попробуем разобраться на примере ChatGPT третьего поколения. Он действительно способен решить большинство типовых студенческих задач. Но нельзя упускать, что почти на все из них есть ответы в интернете. Чат просто ускоряет поиск.

При этом нейросеть может ещё и «привирать» или вовсе не ответить, если запрос сформулировать неверно. И это является одной из основных проблем для людей, вообще не разбирающихся в области. Для получения нормального ответа запрос должен быть максимально конкретным и содержащим дополнительные условия. И даже тогда не факт, что вы получите то, что было нужно. Особенно если речь идет о какой-то узкоспециализированной области.

ChatGPT вообще любит «налить воды» и вставить какие-то неуместные факты. При этом он официально придерживается так называемой «повестки» и не имеет объективности в некоторых вопросах. Все ответы так или иначе нужно проверять. Одно только это для многих становится непреодолимой преградой. И совсем уж ленивым студентам в большинстве случаев проще скопировать ответ из Google.

А что насчет творческих заданий?

Все достаточно быстро поняли, что нейросеть не всегда выдаёт корректные ответы, и либо научились обходить это, либо смирились. Но тексты то она пишет совсем неплохо, чем и пользуются многие студенты. Неужели совсем скоро у нас будет поколение, вовсе не способное самостоятельно излагать собственные мысли и грамотно писать? Возможно, но не факт.

ChatGPT действительно может создать связный текст на заданную тему. Но и здесь есть свои нюансы. И главным из них является ранее упомянутая любовь к наливанию воды. Чем больше абстрактна тема и меньше условий, тем больше общих фраз и меньше смысла будет в ответе.

У нейросети на данный момент в принципе достаточно большие проблемы со смысловым наполнением больших текстов. Крупные работы нужно делить на части и для этих частей тоже прописывать условия.

Так ChatGPT не сможет просто написать за вас диплом или курсовую. И проблема будет даже не в недостоверности информации. Для начала вам придётся полностью продумать структуру работы и иногда сильно заморочиться над вопросами. В общем, в любом случае нужно будет понимать, о чем вы пишете. Ниже вы можете увидеть примеры запросов, при помощи которых мы пытались написать вступление для диплома.

При этом даже при условии достоверности всей информации текст все равно придётся вычитывать на неуместные синонимы и странно построение предложения. И если в научной работе ещё можно закрыть глаза на количество канцеляризмов и штампов, то в творческой так не пойдет. По собственному опыту скажу, что половину написанного все равно придётся перерабатывать и добавлять собственные мысли. Педагоги ведь тоже не дураки и прекрасно знают, на что способны их ученики, особенно если это творческая специальность.

Что же получается в итоге?

ChatGPT и подобные нейросети действительно способны значительно упростить студентам работу, и это может отразиться на уровне их образования. Вопрос лишь в том, насколько сильно? Ученики из разряда «спишу у кого-то» и «распечатал, но не читал», для которых «удовлетворительно» прекрасная оценка, существовали и будут существовать всегда. Для их отсева существуют семинары и внезапные устные опросы. А вот для тех, кто пришёл реально получать знания ChatGPT — это просто дополнительный инструмент, которым при этом тоже нужно уметь пользоваться.  

Возможно, GPT-4 настолько превзойдет предшественника, что все вышеперечисленные сложности будут устранены, и студентам вместо кропотливого труда будет достаточно сделать один простой запрос. И тогда последним рубежом останутся преподаватели, которые через устные ответы и работы, написанные в аудитории, смогут оценить уровень знаний студента. Правда будут ли они с такой нагрузкой и зарплатами следить за отсутствием списывания или ставить «удовлетворительно» каждому, кто сказал хоть что-то по теме – это уже совсем другой вопрос.

Изображение от vecstock на Freepik.